Липецкое региональное отделение Союза российских писателей по составу невеликое. В начале этого года в нем насчитывалось восемнадцать действующих членов. Сейчас осталось шестнадцать. Из жизни после тяжких болезней ушли поэтессы Людмила Парщикова и Светлана Мекшен.
Обе они были весьма незаурядными творческими личностями, и о каждой можно говорить долго и обстоятельно. Не ставя сейчас перед собой такой цели, вкратце ограничусь самым существенным.
Вот Людмила Парщикова. Заниматься поэзией она начала еще в детстве, и уже в одиннадцать лет опубликовала в газете родного Грязинского района свое стихотворение. Затем занятия в литературной студии при той же районке, участие в областных творческих семинарах, Всесоюзном съезде молодых писателей и издание по рекомендации его первой поэтической книги «Только жизнь» в Центрально-Черноземном книжном издательстве. Через четыре года, в 1985-ом, там же, в Воронеже, вышел ее второй сборник «Перекресток», после чего её приняли в Союз писателей СССР. Далее так получилось из-за её скромности, приверженности провинции и неумения себя афишировать, что союзной известности у нее не было, но в регионе ее имя ценилось очень высоко. Стихи Людмилы звучали по местному радио, в школьных и институтских аудиториях, публиковались на страницах районных и областных газет. Было отчего восхищаться ими: безупречным языком и стилем, когда каждое слово на своем месте и столь выразительно и точно, что трогает ум и душу, когда сложность содержания достигается внешней простотой, доступной даже неискушенному читателю, когда творение неизвестного человека входит в твою жизнь как свое, выношенное, и его хочется повторять и повторять про себя и вслух бесконечно… Как это вот, опубликованное в 2009-м в литературном журнале «Петровский мост»:
Мать пройдет – половица не скрипнет.
Пронесется по дому тепло.
Оттого-то, наверно, и липнет
Тонкожилый листок на стекло.
Осень, ветер, и сумрак, и слякоть-
Только в доме у нас благодать.
И пока еще не о чем плакать.
Мать уйдет и начнет холодать…
Светлана Мекшен на двенадцать лет старше Людмилы. Членом СП она стала еще в 1973 году, а первый сборник ее — «Признание» — вышел в Воронеже двумя годами раньше. Выпускница Литературного института имени Горького (Москва), она, в отличие от Парщиковой, закончившей после средней школы лишь профтехучилище в Грязях, как-то сразу и естественно оказалась в гуще современной ей литературной жизни огромной державы. Участвовала в работе многих конференций и семинаров, ездила с чтением стихов по стране (была тогда такая миссия у писателей, финансируемая государством), печаталась почти во всех толстых литературных журналах и «Литературной газете». В советское время у нее вышло более десяти поэтических книг, в том числе, в таких престижных издательствах, как «Советский писатель» и даже «Художественная литература», издававшая только классиков. Наверное, она и была таковой, судя хотя бы по этому вот стихотворению (на мой взгляд, одному из самых лучших и искренних в русской поэзии), посвященному России и себе самой как россиянке.
Россия, Русь, сестра моя больная,
люблю тебя не в самый светлый час.
Страна моя – такая, не иная,
что дал Господь навеки только раз.
Какого и за что мне ждать блаженства,
Коль я, как все, в коросте ста грехов,
я – стон земли,
я – вздох несовершенства,
я – горечь нераскаянных стихов.
Не верю я, что явится мессия
и путь от бед его укажет перст.
Весь свет живой в тебе самой, Россия:
моя икона,
мой язык,
мой крест.
Они ушли, но обе, на мой взгляд, остались с нами, как и титаны нашей литературы Пушкин и Лермонтов, Чехов и Есенин, Рубцов и Астафьев. Убежден: как бы трудно ни складывалась в наше время судьба художественной литературы, свято место пусто не будет – появятся новые корифеи поэзии и прозы, и их творения так же будут волновать и призывать людей к добру, истине и совершенствованию!
Алексей КОЛЯДОВ,
член Союза российских писателей