В начале февраля исполнилось 20 лет Закону «О защите прав потребителей».
За прошедшие годы он не раз подвергался изменениям, но основа, заложенная два десятка лет назад, осталась неизменной.
Для своего времени данный документ являлся достаточно прогрессивным. Огромное количество потребителей смогли, опираясь на его нормы, отстоять свои права в споре с недобросовестными продавцами, исполнителями, изготовителями.
В настоящее время судебная практика, основанная на применении данного закона и подзаконных актов, складывается в пользу потребителей. Немного статистики. Согласно сведениям Российского Общества защиты прав потребителей, судами удовлетворяется 60 — 70 процентов поданных потребителями исков, когда они выступают самостоятельно в защиту своих прав, и 90 — 95 процентов заявлений в случае, когда дело ведут юристы Общества защиты прав потребителей.
Количество обращений в суд ежегодно растет. Если в 1998 году было предъявлено чуть больше 27 тысяч потребительских исков, то в 2007-м — 95 тысяч, 2010 году — 315 тысяч.
При наличии в целом положительной по отношению к потребителям судебной практики есть ряд сфер деятельности, в которых права потребителей защищены слабо или практически не защищены. Это, например, сфера ЖКХ, финансовые и страховые услуги, услуги сотовой связи и многое другое. Существенной проблемой является сложившаяся практика с занижением судами размера компенсации морального вреда, средняя сумма которой для потребительских исков находится в пределах от 500 до 3 тысяч рублей. Подобные судебные решения никак не способствуют действенному наказанию недобросовестного предпринимателя, допустившего нарушение прав потребителей.
Это говорит о том, что в целом данная отрасль права требует еще усовершенствования, ведь защищенность потребителей позитивно сказывается на уровне доверия людей к определенным товарам и услугам, а также способствует развитию рынка.
Основной закон потребителей
Источник: Газета В краю родном
19.02.2012 21:51